HR брендинг, или построение бренда работодателя — направление брендинга, которое во многих компаниях возложено на HR департамент, так как направлено на создание привлекательного образа компании в лице существующего и будущего персонала, то есть на удержание людей в компании и более эффективное привлечение новых кандидатов. Хотя в принципе HR брендинг должен оставаться одной из приоритетных задач для топ-менеджмента компании, наравне с построением и развитием сильного бренда ключевых товаров и услуг компании.
Ошибка HR брендинга №1: неправильная постановка целейНеясные, нечеткие и неизмеримые цели. «Через 5 лет мы должны быть как Гугл» — если вы не Гугл, на такой цели далеко не заедешь. Понятно, что имелось в виду создать не менее привлекательный имидж работодателя, чем сейчас имеет Гугл. Но! При такой постановке целей через 5 лет никто не сможет оценить, была ли достигнута цель и по каким параметрам. Цель абстрактна и не измерима. То же самое касается «Стать лучшим работодателем». Если речь идет о какой-то премии в своем городе, регионе, отрасли и получении соответствующего отличительного знака, награды — это уже ближе к измеримой цели, но вряд ли отвечает стратегическим целям компании. Ведь одна медаль вряд ли позволит решить проблему высокой текучкой кадров, если таковая есть. «Повышение за 2 года средней продолжительности работы сотрудников на должности менеджера по продажам с 9 месяцев до 2 лет» — пример куда более конкретной, измеримой цели с очевидным дедлайном и возможностью через 2 года проверить достижение результата.
Ошибка HR брендинга №2: Несоответствующая вербальная коммуникацияОдна из ключевых задач, которые ставит перед собой HR брендинг — сформировать индивидуальный образ работодателя, выделиться на фоне конкурентов. В частности это можно сделать при помощи коммуникаций и даваемых обещаний бренда, которые непременно необходимо соблюдать. Постарайтесь дать будущему сотруднику больше если не материальных, то духовных выгод. Каждый человек хочет быть причастным к некоему глобальному доброму, ценному для общества делу или движению, быть частью этичного бизнеса, поэтому если ваша компания может похвастаться такими проектами или подходами, обязательно расскажите об этом.
Ошибка HR брендинга №3: Несоответствующая визуальная коммуникацияКандидаты на вакансию, в первую очередь, изучают сайт компании, а лишь потом попадают на собеседование и могут сформировать какое-то представление об атмосфере внутри компании. Поэтому идея поставить на сайт только фото выпускаемой продукции, направить все коммуникации исключительно на потребителя — столь частая практика в России, но такая неэффективная. Релевантный по низкой эффективности прием — разместить стоковые фотографии вместо фото с профессиональной корпоративный фотосъемки реальных сотрудников. То же касается стоковых фото производства, они создают ощущение отсутствия реальных производственных мощностей или нежелание показывать их по какой-то причине. Людей, по-настоящему думающих о своей карьере, это точно отпугнет.
Ошибка HR брендинга №4: Отсутствие корпоративной культурыКорпоративная культура — одна из идеологических основ HR брендинга и важный элемент нематериальной мотивации персонала. Если в вашей организации корпоративная культура не сформирована или сложившаяся культура далека от желаемого идеала, самое время о ней подумать, сначала формализовать ее на бумаге, потом донести это до людей и возможно перестроить некоторые процессы в соответствии с новым подходом. Быстро не будет, поэтому начинать надо прямо сейчас.
Ошибка HR брендинга №5: Слепое заимствование опытаНет никакой гарантии, что успешные HR стратегии, известные вам по кейсам МВА, опыту российских или зарубежных коллег, сработают для вашей компании, вашего рынка и персонала. Мы не пытаемся сказать, что заимствование чужого опыта — это плохо. Плохо лишь слепое заимствование без адаптации под свою компанию. Изучайте опыт, выбирайте интересные стратегии и тестируйте их. Протестировав несколько, вы поймете что работает для вас, а что нет. И на основании этих данных сможете выстроить по-настоящему эффективную стратегию для своей компании.