- 19 разновидностей брендов
- 1. Товарный
- 2. Бренд услуги
- 3. Корпоративный
- 4. Глобальный
- 5. Бренд-работодатель
- 6. Персональный
- 7. Частная марка
- 8. Некоммерческая организация
- 9. Бренд-инвестор
- 10. Правительственный или политический
- 11. Бренд-цель
- 12. Бренд-город
- 13. Национальный
- 14. Этический
- 15. Бренд-ингредиент
- 16. Бренд-вызов
- 17. Бренд-дженерик
- 18. Luxury
- 19. Бренд-знаменитость
В представлении обычного человека бренд продукта — это товарный знак, который отличает предложение определенного производителя от других конкурентов. Но понятие бренда более широкое. Существует не меньше 19 разновидностей брендов, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.
Бренды товарных категорий и услуг, территорий или частной торговой марки выполняют конкретные задачи:
Формируют успешный имидж компании.
Повышают лояльность покупателей.
Увеличивают денежный поток.
В статье кратко расскажем о том, какие бренды бывают, об их особенностях, целях.
19 разновидностей брендов
1. Товарный
Под этим видом скрывается имя, торговая марка, которая формирует имидж продукта, потребительские ожидания от качества, а также создает добавленную стоимость товара.
Для продвижения товарного бренда используют разные маркетинговые инструменты. Но основной считается дизайн упаковки. От него зависит построение лояльных долгосрочных отношений с покупателями.
2. Бренд услуги
Эта разновидность работает по принципу товарного бренда. Однако продвигать бренд-услугу сложно из-за ее нематериальности. Бренд-услуга — узнаваемое имя, торговая марка, компания, которая предлагает конкретные профессиональные услуги.
Цена брендинга услуг зависит от специфичности продукта. Сложность повышает добавленную стоимость торговой марки.
Сегодня сервис-компании, работающие в условиях высокой рыночной конкуренции и повышенного спроса, должны предоставить целевой аудитории максимально простой доступ к своим нематериальным продуктам. Удобным и быстрым способом доступа к продукту является мобильное приложение. Этот инструмент используют интернет-магазины, маркетплейсы, сервисы доставки и такси, различные финансовые учреждения, сервисы поиска и заказа авиабилетов и прочие фирмы.
3. Корпоративный
Компания-производитель, за плечами которой многолетняя история, сформированные приоритеты, определенные ценности, активы, мощные человеческие ресурсы, должна иметь собственный бренд.
Корпоративный брендинг ориентирован не только на работников фирмы, но и на клиентов, партнеров, инвестором. Здесь имя компании выступает гарантом соблюдения ее принципов, целей, ценностей, высокого качества предлагаемых продуктов.
4. Глобальный
В эту категорию входят международные корпорации, владеющие сразу несколькими торговыми марками. Бренд выступает гарантом качества продукции, залогом стабильности, активного развития регионов, где выпускается определенная товарная группа.
Для крупных корпораций создание торговых марок — непрерывный отлаженный процесс.
5. Бренд-работодатель
Разновидность брендинга, которую используют компании, вынужденные ежегодно нанимать большое количество новых работников.
В этом случае важно создать сильное имя работодателя, которое будет гарантированно привлекать квалифицированных работников, помогать формировать штат профессионалов.
6. Персональный
Личностные бренды создают эксперты в области науки, медицины, психологии, косметологии и так далее. Торговая марка формируется вокруг одного имени, которое постоянно взаимодействует со своей целевой аудиторией.
Персональные бренды появляются на фоне разных причин, связанных с карьерой, бизнесом, профессиональной сферой деятельности, медийностью, социальными сетями.
Сильный личностный брендинг — мощный маркетинговый инструмент, который помогает повысить цену продуктов или услуг.
7. Частная марка
Крупные фирмы нередко создают частные марки. Их цель — предложить товар, обладающий аналогичным качеством, вкусом и другими характеристиками, как товары известных брендов.
Частные марки относят к среднему сегменту или доступному премиуму. Чтобы сформировать лояльность к частному имени, требуется время и особый подход.
8. Некоммерческая организация
NGO — некоммерческие организации также занимаются брендингом. К NGO относят организации, которые выполняют различные социальные миссии.
Это специфические бренды, в которых на первое место ставится эффективность управления. Очень часто некоммерческие организации обвиняют в коммерческих интересах, так как компании собирают пожертвования на реализацию своих проектов.
9. Бренд-инвестор
Компании-инвесторы или фирмы, которые занимаются инвестиционным пиаром, имеют торговую марку. Чтобы разработать «имя», необходимо учитывать специфику деятельности инвестора, его цели, задачи, статистику роста, успешности проектов, степень ответственности, этичность и репутацию.
10. Правительственный или политический
Правительство и политики нуждаются в положительном имидже, доверии ЦА. Но для этого нужен политический брендинг.
11. Бренд-цель
Идея может стать брендом. Она рождается с позиционирования компании, ее отличий в сравнении с конкурентами, работающими в той же сфере. К примеру, фирма декоративной косметики популяризирует идею о товарах, которые не тестируются на животных. Для компании эта идея считается высшей. Она придерживается своей цели, выигрышно смотрится на фоне остальных ключевых конкурентов.
12. Бренд-город
Для культурно-исторического места, региона или города важно сформировать привлекательный для туристов образ. Бренд-город интересен для новых гостей, инвесторов, застройщиков, бизнесменов.
Формирование образа происходит вокруг каких-то ценностей, историко-культурных памятников или определенных ассоциаций, связанных с местом.
13. Национальный
Отдельная брендовая разновидность, которая строится на дипломатических отношениях с другими странами и стереотипах.
Национальным брендингом занимается государство. Оно придумывает национальную идею.
Яркий пример: США — страна возможностей.
14. Этический
Под это понятие могут попадать разные бренды: товарный, услуги, глобальный, частая марка и так далее.
Термин используют для определения принципов производителя или организации: безопасные продукты, защита окружающей среды, забота об экологии, социальная ответственность.
На этичность указывает и упаковка, на которой производитель ставит соответствующую маркировку: без ГМО, халяльный продукт, Organic и прочие надписи, отражающие принципы компании.
Этичность все больше становится популярной, идейной, модной.
15. Бренд-ингредиент
Необычная разновидность брендинга, скрывающая за собой запатентованные технологии, особые ингредиенты или компоненты, которые повышают ценность товара.
Пример — компания Tefal, которая первая предложила миру изготавливать сковородки с тефлоновым покрытием. Или сеть ресторанов быстрого питания KFC, хранящая в тайне рецепт специи для своих блюд из куриного мяса.
16. Бренд-вызов
Под эту категорию подпадают компании или производители, которые глобально меняют рынок, создают амбициозные прибыльные проекты, подстраивают мир под себя, опережают свое время.
Бренды-вызовы — это продукты из новых сфер, стартапы. К таким компаниям можно отнести Tesla Илона Маска, Facebook, TikTok и другие.
17. Бренд-дженерик
Торговая марка, которая дала название отрасли производства, определенному направлению, и прочно укоренилась в сознании и речи людей, становится дженериком. Бренд практически теряет свою идентичность.
Пример: Xerox — компания, выпускающая технику и комплектующие для офиса (принтеры, МФУ, бумага и прочие товары). Сегодня Ксероксом называют любые копировальные аппараты.
18. Luxury
Luxury — престижные торговые марки. У бренда-люкса есть легенда, богатая история, имидж, социальный статус. Luxury ассоциируется с высоким качеством, удобством, стилем, превосходным дизайном, комфортом.
Но люкс — очень уязвимая система. Если имидж даже незначительно пошатнется, ЦА потеряет доверие или уйдет к конкуренту. Кроме того, люкс всегда стараются вытеснить молодые компании, которые предлагают аналогичное качество, но по низкой цене.
19. Бренд-знаменитость
Звезды и инфлюенсеры постоянно зарабатывают на своем имидже, монетизируют имя. Неважно, через какие каналы происходит монетизация: соцсети, СМИ, брендированные товары, реклама, личные торговые марки.
Бренду-знаменитости подражают, считаются с его мнением, следуют его трендам.
Выбор бренда будет зависеть только от специфики компании, ее ценностей, целей, стратегии.