Создание персонального бренда

Какие ассоциации вызывают у вас имена Илона Маска, Марка Цукерберга, Джеффа Безоса, Джека Ма, Ричарда Брэнсона?

Мультимиллиардеры, визионеры, авторы грандиозных проектов, книг и фильмов, главные герои головокружительных историй успеха. Их имена без сомнения являются крупнейшими мировыми персональными брендами. Но разработка бренда эксперта, профессионала в определенной сфере или творческой личности — огромное конкурентное преимущество абсолютно для каждого, и позаботиться об этом необходимо уже на начальных этапах развития своей карьеры.

Целесообразность создания личного бренда

Создание эффективного личного бренда в равной мере помогает врачу, адвокату, автоэксперту, блогеру, предпринимателю:

— Привлекать больше клиентов, многие из которых придут по рекомендации, а значит средняя стоимость привлечения клиента (САС, Customer Acquisition Cost) в KPI вашего бизнеса будет существенно ниже.

— Дороже продавать свои услуги — если вы действительно уверены в своих силах, в том, что сможете справиться даже с самым сложным кейсом, и готовы отвечать за результат своим именем, такая гарантия результата безусловно стоит дороже. Клиенты охотно доплачивают за гарантию хорошего результата.

— Эффективнее развивать бизнес — даже люди, чей бизнес привязан к имени основателя могут успешно масштабировать свои проекты, если могут обеспечить единый стандарт качества.

— Получать больше рекламы и PR бесплатно — в определенный момент вас как эксперта в вопросе будут приглашать давать интервью различным газетам и каналам. А это прекрасная рекламам и показатель того, что вы перешли на тот этап развития, когда имя начало работать на вас.

— Открывать новые возможности — инвесторы вкладывают деньги в людей, а не в проекты. Создавайте свой персональный бренд для того, чтобы иметь возможность переходить от одного проекта к другому с определенным накопленным капиталом бренда.

Создание бренда предпринимателя, основателя бизнеса

Диджитализация сильно изменила наше восприятие мира и правила игры в любом бизнесе. Сегодня присутствие бизнеса в социальных сетях может привлекать куда больше клиентов и приносить больше прибыли, чем открытие розничных точек.

При этом бизнесы перестают быть анонимными. Если в основе успешного бизнеса лежит оригинальная идея, мы стремимся узнать, кому же она принадлежит, хотим знать больше об этом человеке, его стиле жизни и способе мышления.

Репутация стала значить еще больше. Около 90% предпринимателей отмечают, что считают репутационные риски наиболее высокими и наиболее опасными для своего бизнеса. А половина предпринимателей, которые сталкивались с репутационными проблемами, говорят, что в наибольшей мере это сказалось на падении прибыли компаний.

Инвесторы по-прежнему вкладывают деньги не в отличные идеи и технологии, а в людей и команды, учитывая их опыт, персональные качества, мотивацию и, конечно же, репутацию.

Создание бренда эксперта

С точки зрения брендинга сфера услуг мало чем отличается от товарного рынка. Покупая Armani, Prada, Baldinini, Furla, Chanel, мы доверяем бренду и уровню качества, который он обеспечивает годами. То же происходит, когда мы ищем стоматолога, хирурга, адвоката или финансового консультанта. Чем сложнее задача и чем более высокий результат мы хотим получить, тем больше мы готовы заплатить за лидера, лучшего эксперта в своем деле. В равной мере данный принцип распространяется и на организации: клиники, агентства недвижимости, турфирмы, консалтинговые фирмы, операторов связи и любых других поставщиков товаров и услуг.

Создание бренда представителя творческой профессии

В данном случае все еще очевиднее: у вас либо есть известное имя, либо вы пока никому не известны. Либо вы Сальвадор Дали, либо вы от модной тусовки вдали.

В искусстве ситуация особенно усугубляется тем, что далеко не все в этом самом искусстве разбираются. Зато для всех очевидно, почему картина Никаса Сафронова может стоить $20000, а картина Василия Пупкина — нет.

Аналогичная ситуация с дизайном и брендингом. Человек может смотреть на логотип компании и недоумевать, как такое могло случиться. Но аргумент “Этот логотип разработал сам Артемий Лебедев” заставит его подумать, что вероятно это он сам ничего не смыслит в современных дизайн трендах.

Как строится персональный бренд

Создание бренда предпринимателя, эксперта, дизайнера строится годами и не прекращается никогда. Каждый новый проект, каждый новый клиент — это всегда возможность проявить себя с лучшей стороны, шаг к созданию своего бренда. При этом если вы сделали нечто действительно достойное, но никому об этом не рассказали, считайте, что вы ничего и не сделали.

К основным инструментам создания персонального бренда относятся:

1. Профессиональный опыт. Чтобы претендовать на звание эксперта, мастера своего дела, сначала необходимо действительно отточить свой навык и добиться истинного мастерства. Вам придется отвечать за качество своих услуг собственным именем, поэтому вы как минимум должны быть уверены в своих силах и способностях.

2. Клиентская база. Каждый новый заказ — это не один новый клиент, а несколько будущих потенциальных клиентов, которые придут по его рекомендации.

3. Репутация. Ничто не строится так долго и портится так быстро, как репутация. Поэтому даже в случае, если что-то пошло не так, постарайтесь оставить клиента довольным: попробуйте что-то изменить или хотя бы не берите с него деньги за неудовлетворительную услугу.

4. Социальные сети и блоги. Чем более вы открыты, тем больше у вас шансов продемонстрировать свою компетенцию, привлечь новых потенциальных клиентов. Но не забывайте о репутации в соцсетях. Это метрика, которую легко испортить и очень сложно восстановить.

5. Достижения. Профессиональные награды, ставшие бестселлерами книги, собственные авторские методики, патенты на изобретения, торговые марки добавляют огромный плюс к вашему персональному бренду в профессиональной среде.

From Good to Great

Успешными предпринимателями становятся многие, выдающимися — единицы. Причина в частности в видении, смелом визионерском мышлении, готовности подниматься на один раз больше, чем упал.

Наблюдая за тем, как создавались и развивались персональные бренды Стива Джобса, Илона Маска, Джеффа Безоса и многих других выдающихся предпринимателей века, сложно не заметить некоторых общих черт.

— Визионерское мышление и грандиозные цели. Создатели самых выдающихся проектов и брендов в мире обладают возможностью увидеть будущее и верой в то, что могут создать продукты, делающие это будущее реальностью, чего бы это ни стоило. Чтобы создать Amazon, PayPal, Hyperloop, Tesla — их надо сначала представить, а затем поверить в то, что именно тебе под силу это создать. Поверьте, среди нас таких людей единицы, обычно их имена хорошо известны.

— Силы и энергия никогда не сдаваться, воспринимать каждый провал как необходимый и полезный урок. Да, не все ракеты Илона Маска успешно взлетали, а Tesla неоднократно оказывалась на грани банкротства. Но где ему это мешало?

— Масштаб. Среди перечисленных здесь предпринимателей каждый мыслит планетарным масштабом, либо выходит за пределы планеты. Миссия Амазон звучит как “Создать лучший на Земле клиентский сервис”. Но это далеко не единственный проект Безоса. Его аэрокосмическая компания Blue Origin разрабатывает идею освоения космоса, создания космических колоний, в которых смогут жить люди. Тем самым он бросает вызов Илону Маску, обещающему заселить Марс.

— Польза для общество и необходимость отдавать. Каждый из крупных предпринимателей активно жертвует деньги на благотворительность или стремится решить глобальные проблемы человечества, побороть бедность, болезни, создать новые возможности для развития науки и образования.

• Основатель Microsoft Билл Гейтс спонсирует и уделяет массу собственного времени таким вопросам, как глобальное улучшение здравоохранения, сокращение нищеты, образование и доступ к информационным технологиям.

• Фонд Илона Маска поддерживает исследования возобновляемых источников энергии, исследование космоса человеком, развитие педиатрии, науки и инженерного образования, а с недавних пор еще и “разработку безопасного искусственного интеллекта на благо человечества”.

• Основатель Alibaba Джек Ма – обладатель звания Героя филантропии Азии за помощь пострадавшим от стихийных бедствий. Он возглавляет Китайский совет по защите природы и активно борется за сохранение окружающей среды, отчисляя часть годовой выручки своего бизнеса на решение проблем сохранения чистоты воздуха и воды.

С чего начинается разработка личного бренда

Начинать создавать бренд имени себя можно сразу, как только вы начали заниматься профессиональной деятельностью, которой готовы посвятить если не всю жизнь, то хотя бы следующее десятилетие. Старайтесь мыслить стратегически и не совершать тех поступков, которые в будущем потенциально могут оказать негативное влияние на ваш имидж и бросить тень на ваш личный бренд.

 В качестве профессиональной помощи при разработке персонального бренда можно нанять специалиста, но не стоит полагать, что он сделает всю работу за вас. Как раз наоборот, чем лучше специалист в разработке бренда, тем интенсивнее и активнее он заставит работать вас. И это единственно верный подход.

• Будьте активными в социальных сетях. Сегодня это самый простой, быстрый, эффективный и обязательный инструмент создания персонального бренда. Оставаться анонимным — значит оставаться незамеченным.

• Создавайте пользу. У каждого профессионала есть набор базовых инструментов, техник, рекомендаций для потенциальных клиентов, которые позволят либо полностью решить простейшие задачи клиента, либо продемонстрировать вашу компетенцию и дать ему уверенность, что вы — тот самый человек, который справится и с более сложными кейсами.

• Продолжайте развиваться профессионально. Аудитория намного более охотно наблюдает за теми предпринимателями и профессионалами, которые продолжают развиваться в своей или смежных сферах и далее. Помните о том, что развитие — это продолжительный  процесс, путь, равно как и создание бренда.

• Ставьте высокие цели. Чем более амбициозные цели вы ставите, тем интереснее аудитории за вами наблюдать, тем интереснее вам самому как профессионалу продолжать развиваться в своей сфере, и тем эффективнее увеличивается капитал вашего бренда.

• Не бойтесь рассказывать о своих ошибках, провалах. Бойтесь ничего не делать. Многие считают, что рассказывать нужно только об успехах. Возможно, это позволяет создать красивую картинку, но не реалистичную. Человек, который ставит амбициозные цели, смело о них заявляет, затем предпринимает действия и не добивается желаемого результата, но делает выводы — выглядит живым, настоящим и профессионалом.

Подумайте о своей внешности. Эффективнее всего работает не идеальный модельный образ, а запоминающаяся внешность, интересная, выразительная, запоминающаяся деталь. Постарайтесь создать образ, в котором будет изюминка. Это могут быть оригинальные очки, головной убор, особый стиль в одежде или даже родинка, если вы такой счастливчик, и природа уже сделала всю работу за вас.